- Центр медицины и реабилитации
- Комплексное лечение и реабилитация для детей
- Занятия с логопедом
Занятия с логопедом
Логопед
Занятия с логопедом
Записаться на прием
Речевое развитие и его роль в жизни ребенка
Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладевает до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем успешнее обучение в школе и адаптация к жизненным ситуациям.
Что такое речь?
- Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом
- Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт
- Речь связана с общим психическим развитием и является результатом взаимодействия разных мозговых структур и не может существовать отдельно от других видов высших психических функций (ВПФ) таких как память, мышление, внимание, восприятие
- Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.
- Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Необходимые условия формирования речи
- Нормальная, здоровая работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, дыхания, органов слуха, зрения
- Разнообразная деятельность детей помогают активно познавать окружающий мир - богатство их непосредственных восприятий, обеспечивают содержание детской речи
- Социально – бытовые взаимодействия, это практические взаимодействия с окружающей средой. Именно в семье ребенок осваивает первые трудовые навыки, а именно, навыки самообслуживания, посильной помощи, формируется поведение, раскрывается индивидуальный потенциал ребенка, закладываются культурные и духовно-нравственные основы, которые потом несет во взрослую жизнь
Для своевременной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития – это называется онтогенез развития
Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка. Развитие детской речи также подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, и особенно при исправлении их «речевых ошибок».
Этапы становления детской речи (от момента рождения до 3х лет)
На 1-м году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению
⇨ Период гуления продолжаются с 2-х до 5-ти месяцев. Сначала преимущественное место в гулении занимают гласные звуки. В это время ребенок отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука, поворачивая голову. Следует отметить, что гуление, как впоследствии и лепет, не возникают у ребенка стихийно, их появление обусловлено эмоциональным общением со взрослыми. Уже в три месяца ребенок ищет взрослого взглядом. Пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и сложные комплексы звуков: АГУ, УГИ, АГА и т.д. К концу третьего месяца появляется первый смех. В четыре месяца ребенок четко локализует источник звука в пространстве, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым.
⇨ С пяти месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10-12 месяцев. В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими. Именно в это время у ребенка возникает внимание к артикуляции говорящего. У плохослышащих и глухих детей гуление в этом возрасте «затухает», так как нет контроля со стороны слуха. В лепете отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам данного языка. Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т.е. повторяются им вслед за ребенком.
⇨ К семи – девяти месяцам лепет приобретает социализированный характер, появляется модулированный лепет. Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями. Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями.
⇨ К году вес мозга ребенка удваивается. У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов (МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ), но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у ребенка еще нет потребности в использовании слов.
⇨ Все исследователи сходятся в том, что в 1 год 2 месяца начинаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит: НО-НО.
⇨ Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст с полутора лет до трех лет. Этот возраст специалисты называют периодом оформления самостоятельной речи.
Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения. К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду. Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»). Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья. Например, из книги А. Барто «Игрушки».
Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном развитии и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими
Устная речь и процессы мышления функционируют в тандеме, поэтому задержка одного неизменно приводит к торможению другого, задержка речевого развития становиться причиной отставания мыслительных, познавательных операций, поэтому детки перестают испытывать потребность в общении и стараются заменить его другими, более простыми способами взаимодействия. Чаще всего, это крики, плач, агрессия.
Если вы заметили признаки отставания речи, не стоит растягивать время, обращайтесь к специалистам. Не слушайте соседей, знакомых, родственников, у которых племянники, внуки, крестники «заговорили в 5 лет целыми предложениями и проблем нет». Эти случаи уникальны. Проблемы с развитием речи без своевременного вмешательства специалистов остаются у деток в школе, а в самых тяжелых случаях – на всю жизнь.